Госуслуги сейчас откроются
Портал работает в прежнем режиме.
Подождите пару секунд
Госуслуги сейчас откроются
Портал работает в прежнем режиме.
Подождите пару секунд
Что за квота
Квота — это деньги на операцию от государства. Все граждане РФ имеют право получить квоту.
Деньгами квоты не выдают: вместо этого Минздрав в начале каждого года распределяет их по клиникам. Поэтому получить квоту — это значит получить направление на операцию в клинику, которая будет лечить вас за счет квотных средств. В России 145 клиник, которые имеют право лечить по квоте.
Получить квоту можно только на высокотехнологичную медицинскую помощь, ВМП, которую не покрывает полис обязательного медицинского страхования. Например, нет квот на удаление аппендикса — это сделают бесплатно по полису ОМС. А если речь про операцию на сердце, то сперва придется получить квоту.
Список процедур и операций, по которым положены квоты, каждый год обновляют. В 2022 году он выглядит так:
- Операции на открытом сердце.
- Трансплантация органов.
- Эндопротезирование суставов.
- Экстракорпоральное оплодотворение.
- Нейрохирургические вмешательства.
- Лечение наследственных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии.
- Хирургические вмешательства высокой степени сложности.
- Выхаживание новорожденных с применением современных методов.
- Антенатальное лечение тяжелых пороков развития плода.
- Комплексное лечение при задержке полового созревания у женщин.
- Комплексное лечение тяжелых заболеваний крови.
- Высокотехнологичное лечение больных с обширными ожогами и осложнениями от ожогов.
- Реконструктивно-пластическая хирургия при тяжелых травмах и заболеваниях.
- Видеоэндоскопическая, малоинвазивная хирургия при онкологических заболеваниях.
Квоты выделяют на плановые операции. Пока не очень понятно, как все должно работать, если для спасения жизни пациента нужна ВМП, не включенная в ОМС. С одной стороны, медицинские юристы на форумах разъясняют, что система устроена просто: нет квоты — нет операции. С другой — по закону клиники обязаны оказывать экстренную медпомощь бесплатно.
Опрошенные врачи и представитель страховой медицинской компании не смогли прокомментировать ситуацию. Если вас спасли с помощью ВМП и вы ничего за это не платили, расскажите, как вам это удалось без получения квоты.
По опыту редактора этой статьи, в таких случаях на практике бесплатно сделают минимум, чтобы спасти жизнь. При этом о дальнейшем качестве жизни и тем более косметической стороне медики заботится не будут. Если вас спасли с помощью ВМП и вы ничего за это не платили, расскажите, как вам это удалось без получения квоты.
На своем сайте Минздрав описывает, как выглядит процесс получения квоты. Для этого нужно пройти три комиссии: в направляющем медучреждении, в Минздраве и в клинике, где пройдет операция.
Шаг 1Комиссия в направляющем медучреждении
Комиссию собирают в больнице или поликлинике. Врачи изучают результаты обследований и, если есть показания, дают направление на ВМП.
До комиссии нужно пройти все обследования, сдать анализы и получить заключение лечащего врача. Иногда для этого хватает поликлиники: приходите к участковому терапевту, делаете все, что он скажет, получаете диагноз. Но обычно в поликлинике не делают сложных обследований, поэтому врач направляет в профильную клинику.
Например, при сердечно-сосудистой патологии нужна коронарография. С направлением по ОМС в клинике ее сделают бесплатно. С результатами обследований в поликлинике поставят диагноз.
После этого ваш врач передает документы врачебной комиссии и там решают, есть ли показания для ВМП. Если есть — вы получаете направление на ВМП с подписью главврача и выписку из медкарты. С ними уже можно подавать заявление на квоту.
Шаг 2Комиссия в Минздраве
Чиновники смотрят на рекомендации врачебной комиссии и решают, положена квота или нет. Если положена — выдают.
Заявление на квоту нужно подавать в соответствующий орган системы здравоохранения. В зависимости от региона это могут быть отделения Минздрава, комитеты, департаменты здравоохранения. В 2022 году заявление можно подать через МФЦ.
К заявлению приложите документы:
- Копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка.
- Копию ОМС и СНИЛС.
- Согласие на обработку личных данных.
- Выписку из медкарты — ее делает направляющее медучреждение.
- Результаты исследований, подтверждающих заболевание, — их получают по итогам диагностики в поликлинике или больнице.
- Направление на ВМП, подписанное главврачом направляющего медучреждения.
Заявление на квоту подают самостоятельно или с помощью направляющего медучреждения. Подать самому можно через госуслуги, МФЦ или приемную Минздрава.
Если заявление от вашего лица подает медучреждение, оно загружает ваши документы в информационную систему Минздрава, поэтому на руки их получать не нужно.
Комиссия Минздрава проверяет документы и решает, есть ли показания для ВМП. Если да — оформляют квоту. Этот процесс занимает до 10 дней, но иногда его можно ускорить. Если врачебная комиссия решит, что при обычной процедуре вы не доживете до операции, то поставит об этом пометку в направлении и вашу заявку рассмотрят быстрее.
Еще 10 дней уйдет на подбор клиники, где вас будут оперировать по квоте. После этого Минздрав отсылает ваши документы в эту клинику.
Клинику и дату госпитализации можно отслеживать в информационной системе Минздрава по номеру квоты:
Шаг 3Комиссия в клинике
Когда в клинике получат от Минздрава ваши документы и квоты на лечение, там соберут еще одну врачебную комиссию. Она решает, нет ли у вас противопоказаний для ВМП, и, если их нет, назначает дату госпитализации и оформляет вызов. Вас для этого обычно не вызывают: хватает результатов обследований и диагноза. Выписку из протокола с решением комиссии и вызов отсылают обратно в Минздрав через информационную систему.
Свою квоту на ВМП вместе с датой госпитализации и вызовом на операцию вы получаете уже от Минздрава — тем способом, который указали в заявлении при подаче документов.
На этом инструкция заканчивается — дальше госпитализация, дополнительные анализы, операция и реабилитация. Врачи клиники, в которую оформили квоту, сориентируют, как правильно оформить больничный при выписке и дадут рекомендации по дальнейшему лечению.
Квоту получить сложно
В инструкции Минздрава все выглядит гладко, но на деле есть много нюансов. Из-за них мы совершили кучу лишних действий, а квоту в результате получили за день до операции. Это хорошо иллюстрирует тот факт, что врачи и чиновники смотрят на процесс по-разному, а страдает пациент.
Оплата и лечение — это два параллельных и независимых процесса. Лечением занимаются врачи, а с оплатой разбирается пациент. Квота — это как раз вид оплаты. Пока квоты нет, врач не сможет вас оперировать.
Чиновники понимают, что для человека лечение и получение квоты — это единое взаимодействие с системой здравоохранения, которое в обычной жизни его не касается. Поэтому они пытаются выстроить последовательную схему, но пока она сырая и пациент все время натыкается на то, что не хватает какой-нибудь справки.
Бывает, что врачи идут навстречу пациентам и координируют с чиновниками свою работу или даже берут на себя получение квоты. При идеальной работе системы так и должно быть. Но пока это скорее исключение.
Помогает опыт людей, которые получили квоту, но он у всех разный. В зависимости от болезни, трактовки правил региональными властями и опыта врачей это могут быть месяцы беготни или простой визит к специалисту в поликлинике, который оформит заявку в информационной системе и сообщит вам, когда Минздрав ее подтвердит.
Нет гарантии, что опыт моих родных избавит вас от бюрократии, но он поможет сэкономить время и нервы.
Код операции
Про это не пишут в инструкции, но перед подачей на квоту мало получить диагноз и заключение врача. Нужен код операции — без него квоту не дадут. Мы этого не знали, а врачи поликлиники упустили из виду. Из-за этого мы совершили лишний круг и потеряли неделю.
В клинике Бакулева племяннице поставили диагноз и рассказали, что нужно получить выписку из медкарты в поликлинике и собрать документы на квоту. Мы все сделали, и поликлиника подала нашу заявку в Минздрав. Она должна была внести документы в информационную систему для постановки на учет, но не получилось: не хватило кода ВМП.
Дело в том, что деньги государство выделяет не на исправление межпредсердной перегородки, а на метод, которым эту проблему будут решать. Метод записан в системе в виде числового кода, например 14.00.37.005. Это и есть код ВМП. Пока его нет, государство не знает, сколько стоит лечение, поэтому не может выдать квоту.
Мы созвонились с клиникой, чтобы определить код ВМП. Нам объяснили, что когда врач знает, как именно будет оперировать, то проблемы нет: код указывают в направлении. Но в нашем случае было два метода лечения и хирург собирался выбрать оптимальный на предгоспитализационной консультации. С заявкой вышел фальстарт.
Нам предложили такой план: дождаться почтой вызов на госпитализацию из Бакулева, по вызову приехать с документами для квоты и госпитализации, тут же пройти консультацию для определения метода хирургического лечения и получить направление на ВМП. После этого на руках будут все документы для подачи заявки в Минздрав. И останется день до операции, чтобы получить квоту.
Как быстрее подать заявку в Минздрав
Мы не знали, что при личной подаче заявки в Минздрав документы рассмотрят в этот же день. В Бакулева объяснили, что это возможно: все документы на квоту у нас готовы, а клинику подбирать не нужно, потому что уже известно, где нас будут оперировать.
Мы поехали в московскую приемную Минздрава в МОНИКИ и отстояли несколько часов живой очереди. Само оформление заняло 5 минут: проверка документов, заполнение заявления со специалистом — и квота у нас.
Как оперироваться в конкретной клинике
По инструкции клинику подбирает Минздрав, но, как оказалось, можно оперироваться и в конкретной клинике. Для этого нужно, чтобы она входила в список учреждений, оказывающих нужную вам ВМП по квоте.
Если вы уже наблюдаетесь в профильной клинике, где вам поставили диагноз, то сценарий будет похож на наш.
Врач в Бакулева рассказал, какие документы нужно приложить к заявке, чтобы квоту дали именно к ним. По сути, вы берете на себя часть работы чиновников Минздрава по подбору клиники. Клиника в этом случае является направляющим и принимающим учреждением — две комиссии проходят в одном месте.
По итогам первой вы получаете направление на ВМП. По итогам второй — выписку из протокола с решением комиссии, которая проверила, что противопоказаний для госпитализации нет. Там же стоит дата операции и указано, что клиника готова взять вас по квоте. С этим документом квоту дадут в нужную вам клинику.
Если вы не наблюдались в клинике, но хотите там оперироваться по квоте, то просто записываетесь на первичный прием в консультативном отделении. Вам понадобятся результаты обследований — полный список документов уточните во время записи на прием или на сайте клиники. По ним врач сделает заключение и передаст его на комиссию по отбору на ВМП, которая оформит направление, вызов на госпитализацию и выписку из протокола с решением комиссии.
Теперь о том, как попасть на прием в клинику.
С платным приемом все просто: приходите в клинику с улицы, записываетесь на консультацию, платите.
Если платить не хочется, придется сходить в поликлинику и получить направление на консультацию в клинике по форме 057/у-04. Ее используют, чтобы в рамках ОМС отправить пациента в другое медучреждение для обследований, уточнения диагноза, консультаций и госпитализации. Без этой формы на бесплатный прием не записаться даже с вызовом из клиники.
С диагнозом из Бакулева мы пришли к кардиологу в нашу поликлинику и получили направление по форме 57/у-04. С ним мы поехали по вызову в клинику Бакулева для уточнения метода лечения и госпитализации.
После консультации с направлением и выпиской из протокола комиссии клиники мы поехали в Минздрав и получили квоту в Бакулева. На следующий день была операция.
Справки и анализы для госпитализации
Формально госпитализация не связана с получением квоты, но на деле нам пришлось делать все одновременно.
Для нахождения в клинике нужны справки и анализы. Для каждого диагноза — свой перечень, который указан в вызове на госпитализацию. Анализы можно сделать бесплатно по полису ОМС, направления выпишет терапевт в поликлинике.
Сдать анализы заранее не получится, потому что у справок есть срок действия. Например, заключения специалистов, анализы на ВИЧ и RH-фактор действуют месяц, клинический анализ крови и мочи — 10 дней, справка от эпидемиолога об отсутствии контакта с инфекцией — 3 дня.
Врачи понимают, что некоторые сроки слишком строгие, поэтому стараются идти навстречу. Например, справку от эпидемиолога мы взяли в пятницу 9 июня, в рабочий день перед праздниками. Госпитализация была 13 июня, сразу после праздников, и срок действия справки уже вышел. В клинике к этому отнеслись с пониманием и приняли просроченную справку.
Но лучше лишний раз не рисковать. Если во время госпитализации окажется, что срок действия какой-то справки прошел, вас не смогут оформить в стационар.
Для госпитализации можно использовать и результаты анализов, которые вы сдавали до этого, например для получения квоты. Поэтому на всякий случай сохраняйте оригиналы всех анализов и результатов обследований. Если до госпитализации их срок не истечет, они пригодятся.
Кто за что платит
Если все получилось, государство заплатит за консультации, обследования, анализы, пребывание пациента в стационаре, питание, операцию и реабилитацию, если пройти ее в течение года после операции. Если вы относитесь к льготной категории, то оплатят проезд в клинику и обратно.
Но за некоторые услуги придется заплатить. Например, если оперируют ребенка, питание и проживание родителей в клинике для них платное. В Бакулева ночевка в комнате отдыха стоила 400 Р за ночь, а питались мы в кафе на территории больницы.
Кроме того, существуют специальные процедуры, которые закон не регулирует. Например, лучевую терапию можно пройти бесплатно, а разметка для нее будет платной. Поиск и активация донора в иностранных регистрах тоже платный. В теории деньги за это можно вернуть, но понадобится хороший юрист, который обойдется дороже самих процедур.
Если пациент — ребенок
Госпитализация с родителем. Чтобы ребенка госпитализировали в сопровождении родителя, понадобится паспорт родителя, СНИЛС, полис ОМС для оформления больничного листа и анализы для нахождения в больнице — их список есть в вызове на госпитализацию.
Если на днях 18. Если вы подали документы на квоту в 17 лет, а к моменту операции вам исполнилось 18, то квота недействительна. В этом случае проще дождаться 18 лет, получить направление из взрослой поликлиники или направляющего учреждения и затем подавать документы в Минздрав.
Если не хватило квот
Квоты распределяют в начале каждого календарного года, и их количество ограничено. Если они кончаются, как правило, приходится ждать следующего. Поэтому в начале года квоту получить проще. О наличии квот можно узнать в отделении Минздрава в своем регионе или в квотном отделе клиники, где планируете делать операцию.
Но кое-что сделать все-таки можно.
Подайте документы на квоту — вас поставят в очередь и сообщат, как только государство выделит новые. Иногда пациенты отказываются от квоты: например, когда нужна срочная операция и нет времени ждать оформления. Эту квоту могут отдать вам.
Узнайте в Минздраве о квотах в других регионах. Бывает, что в соседних регионах проводят такие же операции и там еще могут остаться квоты. Можно попроситься на лечение туда, но комиссии придется проходить заново.
Подайте заявление на дополнительную квоту в региональный Минздрав. Этот вариант подойдет, только если операция не срочная, потому что заявление будут рассматривать три месяца или дольше.
Если квоту получить не удалось, а время не терпит, сохраните все документы, справки и чеки — по ним можно будет получить налоговый вычет на лечение. Судебная практика показывает, что вернуть полную сумму через Минздрав шансов почти нет, а 13% вычета лучше, чем ничего.
Если нет мест в клинике
Бывает наоборот: квота на руках, а мест в клинике нет. Сроки ожидания помощи законом не регламентированы: можно ждать и месяц, и пару лет — как повезет. План действий тот же, что и при дефиците квот: встать в очередь и параллельно искать клинику, которая делает нужную вам операцию и возьмет вас по квоте.
Искать клинику можно на портале Минздрава или по телефону горячей линии 8 800 200-03-89. Если другая клиника найдется, заявление на квоту опять-таки придется подавать заново.
Лечение за границей
Если в России помочь не могут, государство выделит средства на лечение за границей. Для этого придется пройти несколько комиссий, состав которых определяет Минздрав. Решение принимают до 3 месяцев.
Поисками клиники за границей Минздрав начнет заниматься после того, как на два его запроса федеральные клиники дадут заключение о наличии показаний для лечения за рубежом. Перечня заболеваний, лечение которых невозможно в нашей стране, не существует.
При положительном решении комиссия направляет документы в партнерскую клинику за рубежом, заключает с ней договор и перечисляет на счет пациента средства на жилье, проезд и суточные. По возвращении пациент отчитывается о расходах.
Портал для пациентов получивших талон на ВМП
ВМП — это высокотехнологическая медицинская помощь, с использованием уникальных методов лечения, благодаря новейшим разработкам науки и техники. К ВМП можно отнести услуги не только по лечению, но и диагностированию в специализированных стационарах.
Право на ВМП имеют все граждане РФ, если на это есть соответствующие медицинские показатели. На сегодняшний день перечень услуг включает в себя 134 вида медицинской помощи, более чем в 20 направлениях. Высокотехнологическая медицинская помощь оказывается в таких сферах:
- абдоминальная хирургия (лечение органов ЖКТ и брюшной полости);
- акушерство и гинекология;
- гастроэнтерология;
- гематология;
- дерматовенерология;
- комбустиология (лечение тяжелых ожогов разной степени тяжести и области поражения);
- неврология;
- нейрохирургия;
- онкология;
- оториноларингология;
- офтальмология;
- педиатрия;
- ревматология;
- сердечно-сосудистая хирургия;
- торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки);
- травматология и ортопедия;
- трансплантация органов и тканей;
- урологии;
- челюстно-лицевая хирургия;
- эндокринологии.
Министерством здравоохранения, утверждена комиссия для рассмотрения обращений за ВМП. Отбор производится, основываясь в первую очередь на медицинские показатели и состояние больного, а также прочие факторы, которые могут повлиять на ход заболевания.
В случае положительного решения пациент получает талон на оказание ВМП. К талону обязательно прилагается перечень диагностических исследований, которые необходимы для госпитализации в рекомендуемое лечебное заведение. Ежегодно МОЗ РФ утверждает перечень лечебных заведений, которые предоставляют различные высокотехнологичные услуги по лечению, профилактики и диагностированию тяжелых заболеваний различной сферы.
Услуги ВМП предоставляются бесплатно, в любом лечебном заведении РФ. Оплата проезда, проживания и содержания пациента оплачивается самостоятельно. Отдельной категории граждан, которые относятся к социально незащищенному слою населения, предоставляют возможность бесплатного проезда в оба конца, все остальные расходы по питанию и содержанию пациент берет на себя.
Получение талона на очередь
Для получения ВМП, человек в обязательном порядке должен соблюдать правила подачи документов на рассмотрение комиссии. Обязательными являются такие документы:
- Направление на оказание ВМП, из лечебного заведения, где наблюдается пациент. Лечащий врач в обязательном порядке заполняет направление на госпитализацию, где четко указывает вид необходимого лечения. Документ утверждается печатью и подписью лечащего доктора. В направлении обязательно указывается код заболевания по МКБ-10, наименование вида высокотехнологичной помощи, которую необходимо оказать пациенту.
- Письменное заявление пациента, в случае необходимости доверенного лица, о согласии обработки его персональных данных со следующими сведениями:
- ФИО пациента;
- Юридический и фактический адреса;
- Номер, серия паспорта или другого документа, который утверждает личность пациента;
- Контактные данные для обратной связи с пациентом (телефон, почтовый адрес или адрес электронной почты);
- Копии документов удостоверяющих личность, для детей до 14 лет, копия свидетельства о рождении.
- Копия полиса обязательного медицинского страхования, при наличии.
- Предоставление выписки из истории болезни, где указаны все проведенные диагностические мероприятия по подтверждению диагноза.
Если обращение в комиссию происходит от доверенной особы, в заявлении обязательно указываются личные данные человека, который представляет интересы пациента. Кроме вышеперечисленных документов в комиссию необходимо представить документ, который указывает на полномочия представителя.
Весь пакет предоставленной информации рассматривается территориальной комиссией в зависимости от региона, где проживает и проходит лечение пациент. В случае положительного результата, в течение 10 рабочих или 14 календарных дней пациенту оформляют талон на ВМП.
Как узнать номер талона на ВМП по фамилии
Если по каким-то причинам человек не получил ответ про рассмотрение заявления на получение ВМП, можно обратиться непосредственно в орган, куда сдавались документы на рассмотрение.
Там по фамилии пациента и документам, удостоверяющим личность, можно получить номер талона на ВМП, в случае одобрительного решения.
Все последующие этапы контроля статуса можно получить на официальном сайте Минздрава РФ — портале talon.rosminzdrav.ru.
Официальный сайт ВМП
В специализированной информационной системе Минздрава РФ talon.rosminzdrav.ru можно узнать о квоте. Для этого необходимо с помощью любого браузера, зайти на специализированный сайт РФ, внести номер талона в соответствующую форму запроса.
Официальный сайт портала для пациентов получивших талон на очередь на ВМП Росминздрава
После, поисковая система выдаст полную информацию по услуге, данные лечебного заведения, где будет проводиться ВМП, статус квоты и планируемая дата госпитализации.
Важно знать, что даже при наличии талона на ВМП, услуга оказывается только тогда, когда в соответствующем лечебном заведении РФ есть места для госпитализации, и проведения мероприятий по рекомендуемому лечению.
Работу портала можно проверить на демонстрационном талоне с номером «00.0000.00000.000».
Поиск медицинской организации по виду ВМП
Как проверить статус квоты на портале пациента ВМП
В течение 10-ти дней с момента обращения, комиссия рассматривает заявку, и принимает решение о предоставлении услуги ВМП. При любом решении, человек получает письменное уведомление о положительном результате или отказе от помощи.
Уведомление о статусе ВМП приходит на почтовый адрес или электронную почту, в зависимости от вида уведомления, выбранного пациентом.
Проверить статус талона ВМП по номеру
Если уполномоченная, территориальная комиссия по каким-либо причинам, отказала человеку в оказании ВМП, он может повторно обратиться в соответствующую комиссия Минздрава РФ. Обращение в МОЗ РФ возможно только в 3 случая:
- Если пациент не проживает на территории РФ.
- Человек не зарегистрирован по месту жительства в РФ.
- Лечебное заведение не выдает направление на ВМП.
При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных факторов, соответствующий орган МОЗ, в порядке очереди рассмотрит заявление на ВМП.
Статус «Заблокирован» — что это значит и что делать
Если при проверки статуса талона на портале пациента, появилась информация о его блокировки, это не свидетельствует об отказе от проведения ВМП. Для разъяснений необходимо обратиться в орган выдачи талона, или непосредственно в лечебное заведение, где пациент находится в очереди на госпитализацию.
Номер талона меняется ежегодно, поэтому необходимо уточнить новый номер и отслеживать статус по новым данным.
Статус «Документы находятся на рассмотрении»
Существуют нормы рассмотрения, в основном ответ можно получить через 30 дней, после получения талона. На протяжении этого времени специалисты связываются с клиниками и лечебными заведениями, и согласовывают возможность госпитализации пациента, в рамках выделенной государством квоты.
Иногда для постановки в очередь пациента на лечение, необходим более долгий строк, однако не позднее 6-ти месяцев с момента выдачи талона
Срок действия талона пациента
Талон на ВМП действителен до момента назначения госпитализации и проведения необходимого лечения, и теряет свою силу, после прохождения курса лечебных мероприятий. Ежегодно список лечебных заведений, которые предоставляют услуги ВМП растет, однако обратившихся за помощью достаточно много. Иногда очередь на услуги ждать приходится долгое время, но она обязательно подойдет.
Если по каким-либо причинам, пациент не воспользуется своим правом на помощь, на утвержденную дату, его место не сохраняется, и он автоматически ставится в новую очередь.
Оставить отзыв (66)
Кому сегодня доступна Высокотехнологичная медицинская помощь?
Материал опубликован 15 января 2014 в 13:20.
Право на оказание бесплатной высокотехнологичной медпомощи имеют все граждане нашей страны без исключения. Главный критерий ее получения — медицинские показания.
Общие принципы, определенные приказом Минздравсоцразвития России еще в 2004 году, до того, как начал действовать федеральный закон о разграничении полномочий, и регионы стали более самостоятельными.
Несмотря на разность процедуры направления на оказание высокотехнологичной помощи, существуют единые принципы.
- Лечащий врач выявил у больного заболевание, для лечения которого, как он считает, пациенту необходима высокотехнологичная помощь. Чаще всего полное обследование не может быть проведено в поликлинике.
- Врач направляет больного в то учреждение, где ему проведут углубленные исследования, чтобы уточнить диагноз и правильно сориентироваться по объему операции. Например, при серьезной сердечно-сосудистой патологии необходима коронарография — наиболее информативное, но и весьма дорогое исследование.
- Когда окончательный диагноз установлен, врач готовит документы — выписку из истории болезни, результаты анализов и исследований. Этот пакет за подписью главного врача медучреждения передается на рассмотрение специальной комиссии при органе управления здравоохранения региона — в каких-то регионах это министерства, где-то комитеты, департаменты здравоохранения.
- Далее документы рассматривает комиссия с участием главного специалиста по этому направлению. Он лучше всех разбирается в конкретной области, он знает медучреждения, где оказывается необходимый вид помощи. Как правило, заседание комиссии происходит без участия больного, хотя в случае необходимости главный специалист может пригласить его на очную консультацию.
- После чего при положительном решении комиссия органа управления здравоохранением региона направляет медицинские документы пациента в профильную клинику, которая имеет право оказывать ВМП по данному профилю. Комиссия этой клиники рассматривает документы и назначает дату госпитализации, о чем информирует орган управления здравоохранением региона, где проживает больной.
- Пациента извещают о решении комиссии — обычно через учреждение, направившее его на дальнейшее лечение, и выдают направление в конкретную клинику с указанием даты госпитализации. Если больной относится к льготной категории, и не отказался от пакета социальных услуг, он также имеет право на бесплатный проезд в клинику и обратно за счет Фонда социального страхования. На руки пациенту выдается талон на получение ВМП с подписью должностного лица.
Весь процесс занимает 10 дней. Документы рассматриваются в комиссии органа управления здравоохранением региона и ещё 10 дней они рассматриваются в килинике, куда планируют направить человека на лечение.
Категории: высокотехнологичная медицинская помощь.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля, 1 декабря 2012 г., 11 февраля, 2, 23 июля, 27 сентября, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 10, 21 июля, 1 декабря 2014 г.
Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года
Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года
Глава 2. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования;
2) организация обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации;
3) установление круга лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию;
4) установление тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и порядка взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
5) утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования;
6) установление порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
7) установление ответственности субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании;
8) организация управления средствами обязательного медицинского страхования;
9) определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
10) установление системы защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.
Статья 6. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
- К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
2) утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее — дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — правила обязательного медицинского страхования), для страховых медицинских организаций;
3) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;
4) администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации;
5) контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий;
6) осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования (далее также — страховой медицинский полис), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;
7) обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;
8) ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
9) ведение отчетности в сфере обязательного медицинского страхования.
- Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий:
1) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) обеспечивает в установленном порядке:
а) принятие решения о создании в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации некоммерческой организации — территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд);
б) утверждение структуры управления территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд);
в) назначение на должность и освобождение от должности руководителя территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом;
3) обеспечивает в установленном порядке своевременное представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) и Федеральный фонд:
а) отчетности об осуществлении переданных полномочий, о расходовании предоставленных субвенций, достижении целевых прогнозных показателей (в случае, если такие показатели установлены) по установленной форме;
б) нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий, в течение трех дней после дня их принятия;
в) сведений (в том числе баз данных), необходимых для ведения единого регистра застрахованных лиц;
г) сведений о прогнозных показателях по осуществлению переданных полномочий по установленной форме;
д) иной информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом и (или) принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, проводится Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 7. Права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации
- Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
2) осуществляет в установленном им порядке надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
3) осуществляет в установленном им порядке контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний:
а) об устранении выявленных нарушений;
б) о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов;
4) готовит и направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложения об отстранении от должности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов;
5) вправе устанавливать целевые прогнозные показатели по осуществлению переданных полномочий;
6) утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
7) определяет порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
8) готовит и направляет в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
9) устанавливает порядок возмещения субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для осуществления соответствующих полномочий;
10) осуществляет иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия.
- Федеральный фонд осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий;
2) предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
3) осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проводит проверку деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, вправе начислять и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по указанным страховым взносам, пени и штрафы;
4) устанавливает формы отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядок ее ведения;
5) устанавливает порядок осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам (далее также — контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи);
6) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;
ГАРАНТ:
См. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента фондов обязательного медицинского страхования, утвержденный приказом ФФОМС от 19 января 2015 г. N 6
7) осуществляет контроль за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;
8) согласовывает структуру территориальных фондов, назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных фондов, а также нормативы расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.
ГАРАНТ:
См. Методические указания согласования ФФОМС нормативов расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций, утвержденные ФФОМС 15 мая 2013 г.
Статья 7.1. Порядок изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
- Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, могут быть изъяты Правительством Российской Федерации в случае их неисполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, выявленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) Федеральным фондом при осуществлении ими контроля и надзора за осуществлением переданных полномочий.
- Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня выявления указанных в части 1 настоящей статьи нарушений или получения от Федерального фонда информации о выявленных им таких нарушениях направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предписание, содержащее описание выявленных нарушений, срок для их устранения и срок для уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда о принятом по предписанию решении.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в указанный в предписании срок уведомляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Федеральный фонд о принятом по предписанию решении, в том числе о мерах по устранению выявленных нарушений в установленный в предписании срок.
- В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме предписания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня окончания указанного в предписании срока для устранения выявленных нарушений направляет повторное предписание высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также предложение об отстранении от должности соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) территориального фонда. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в указанный в повторном предписании срок уведомляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Федеральный фонд о принятом решении, в том числе о мерах по устранению выявленных нарушений в установленный срок и о результате рассмотрения предложения уполномоченного федерального органа исполнительной власти об отстранении от должности соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) территориального фонда.
- В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме повторного предписания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня окончания указанного в повторном предписании срока вносит в Правительство Российской Федерации предложение об изъятии у органов государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
- Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, изъятые у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а полномочия, установленные пунктами 2 — 9 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, изъятые у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются Федеральным фондом и (или) территориальным фондом в соответствии с решением Федерального фонда.
- Со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов не предоставляются, а предоставленные и не использованные до дня вступления в силу указанного решения субвенции подлежат возврату в бюджет Федерального фонда.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:
1) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
2) установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;
3) финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;
4) утверждение бюджетов территориальных фондов и отчетов об их исполнении.